Unscheduled tax audit in criminal proceedings

The issue of assigning tax audits by the determinations of investigative judges has long been rather controversial.

While some courts supported petitions of investigators for the assignment of unscheduled documentary audits in criminal proceedings, others agreed with the opinion of taxpayers and indicated the lack of legal grounds for such decisions made by the investigative judges.  The “the root of all evil” related to this problem, as you know, was as follows.

“The decision of the court (investigative judge) on the assignment of an audit made in accordance with the law” – this is precisely the wording of one of the reasons for conducting a documentary unscheduled audit determined by article 78 of the Tax Code of Ukraine after the recent changes made according to the Law of Ukraine No. 1797-VIII as of December 21, 2016.  However, the problem resides in the fact that none of the existing laws regulate the procedure for making such decisions, as well as the right to appeal hearing.

In due course, according to the Law of Ukraine “Regarding the Prosecutor’s Office” as of October 14, 2014 No. 1697-VII, the provisions of part 2 of article 36 and paragraph 4 of article 40 of the Code of Criminal Procedure of Ukraine, which attached the right of the investigator, prosecutor and court to assign such audits were excluded.  But in practice, investigators continue to substantiate their petitions by quoting the above-said norm of the Tax Code of Ukraine, talking about the possibility of the investigative judges accepting definitions as regards the assignment of tax audits, and the latter willingly accept the audits.

At the same time, applying to the appeal courts with appeals petitions against the rulings of the investigative judges on the assigning of tax audits of business entities, lawyers indiscriminately received disclaimers to open appeal proceedings on the basis that Article 309 of the Code of Criminal Procedure did not provide for the right to take review against this kind of decisions on appeal.

Using a formal approach to solving this problem, the appeal courts referred to the provisions of part 4 of article 399 of the Criminal Procedure Code of Ukraine and blinked the fact that the Criminal Procedure Code of Ukraine did not have the possibility and procedure for making decisions on the assignment of tax audits within criminal proceedings as such.

The Supreme Court was to give a quietus to the argument.  The legal community followed this process closely, however, what a surprise it was when the newly formed Supreme Court confirmed the legitimacy of the refusals of the appeal courts to revise these definitions by its Resolution of February 15, 2018, using the same formal approach to solving the problem.

However, soon, the Grand Chamber of the Supreme Court took up the consideration of this problem.  It was done considering an exceptional legal problem in this issue, as well as with the aim of ensuring the development of law and the formation of a single law enforcement practice.

Using its significant Decree of May 23, 2018 in case No. 243/6674 / 17-k, the Grand Chamber of the Supreme Court canceled the definition of the appeal court refusing to open the appeal proceedings on the definition of the assignment of a tax audit as part of criminal proceedings, and assigned to take review against the decision in court of appeal.

The Grand Chamber of the Supreme Court proceeded from the fact that Article 309 of the Code of Criminal Procedure of Ukraine concerned the refusal to open appeal proceedings on appeal petitions against the definitions of investigative judges, which are provided for by the Code of Criminal Procedure of Ukraine, and since the criminal procedure law does not have legal grounds for making tax audit orders  within criminal proceedings, the provisions of Article 309 of the Code of Criminal Procedure of Ukraine in this case cannot be applied.

Thus, the right to appeal such a determination shall be secured on the basis of the provisions of paragraph 17 of the first part of Article 7 and the first part of Article 24 of the Code of Criminal Procedure of Ukraine.  The principle of legality established by Article 9 of the Code of Criminal Procedure of Ukraine provides that in cases when the provisions of the Code of Criminal Procedure do not regulate or ambiguously regulate questions of criminal proceedings, the general principles of criminal proceedings determined by the first part of Article 7 of the Code of Criminal Procedure of Ukraine are subject to be applied.

Citing such arguments, the Grand Chamber of the Supreme Court indicated that ensuring the right to an appeal review of the case was one of the main bases of legal proceedings (paragraph 8 of part three of Article 129 of the Constitution of Ukraine).  The Constitutional Court of Ukraine, considering the above-said provision of the Basic Law, concluded, that an appeal petition lodged against a court decision is possible in all cases, except for those when the law prohibits such an appeal.

Having put an end to this matter, the Supreme Court stated that restrictions on access to court were incompatible with the provisions of paragraph 1 of Article 6 of the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms, if they did not have a legitimate aim, or there was no reasonable proportionality between the means applied and the legitimate aim, which they strived to achieve (the decision of the European Court of Human Rights “Volovik against Ukraine”).

Not so long ago, the Supreme Court confirmed its standpoint based on the above-said decision of the Grand Chamber in the Order as of September 25, 2018, and indicated that the appeal courts were obliged to open appeal proceedings on complaints as regards the definition of investigative judges for granting permits for unscheduled audits.

Thus, at the moment there is a well-established judicial practice at the level of the Supreme Court, which testifies to the illegality of disclaiming the appeal courts regards provision of access to justice, when appealing against the definitions of the investigative judges on the assignment of tax audits in criminal proceedings.

One cannot but hope that the investigative judges, whose main function is to monitor the observance of human rights, freedoms and legitimate interests, will no longer make appropriate rulings on the assignment of tax audits, since the Supreme Court, in the above-said decisions, has repeatedly drawn attention to the fact that such definitions are not provided for by the Criminal Procedure Code of Ukraine, and, therefore, sound illegal.

Oleg Zheryobkin,

Attorney Dynasty Law Firm

 

Publications 18 January, 2019

Write a comment

Ваш электронный адрес не будет опубликован

two + ten =

Налоговая проверка в уголовном производстве

Вопрос назначения налоговых проверок определениями следственных судей долгое время был достаточно противоречивым.

В то время как одни суды поддерживали ходатайства следователей о назначении внеплановых документальных проверок в рамках уголовных производств, другие – соглашались с мнением плательщиков и указывали на отсутствие у следственных судей законных оснований для принятия подобных решений. «Корень зла» данной проблемы, как известно, заключался в следующем.

«Решение суда (следственного судьи) о назначении проверки, вынесенное в соответствии с законом» — именно такую формулировку имеет одно из оснований для проведения документальной внеплановой проверки, установленное статьей 78 Налогового кодекса Украины после последних изменений, внесенных в нее Законом Украины №1797-VIII от 21 декабря 2016 года. Однако, проблема заключается в том, что ни одним из действующих законов не регламентирована процедура вынесения подобных решений, как и право на их обжалование в апелляционном порядке.

В своё время, Законом Украины «О прокуратуре» от 14 октября 2014 года №1697-VII были исключены нормы части 2 статьи 36 и пункта 4 статьи 40 УПК Украины, которые закрепляли право следователя, прокурора и суда назначать подобные проверки. Но на практике, следователи продолжали и продолжают обосновывать свои ходатайства цитированием указанной нормы Налогового кодекса Украины, говоря о возможности принятия следственными судьями определений о назначении налоговых проверок, а последние охотно их принимали.

В то же время, обращаясь в апелляционные суды с апелляционными жалобами на определения следственных судей о назначении налоговых проверок субъектов хозяйствования, адвокаты массово получали определения об отказе в открытии апелляционных производств на основании того, что в статье 309 УПК Украины не предусмотрено право на обжалование такого рода решений в апелляционном порядке.

Используя формальный подход к решению данной проблемы, апелляционные суды, ссылались на положения части 4 статьи 399 УПК Украины и закрывали глаза на тот факт, что в УПК Украины отсутствует возможность и процедура вынесения определений о назначении налоговых проверок в рамках уголовных производств как таковых.

Поставить точку в этом вопросе должен был Верховный Суд. Юридическое сообщество внимательно следило за этим процессом, однако, каково было удивление, когда вновь сформированный Верховный Суд, своим Постановлением от 15 февраля 2018 года, подтвердил законность отказов апелляционных судов в пересмотре указанных определений используя тот же формальный подход к решению проблемы.

Впрочем, вскоре, за рассмотрение данной проблемы взялась Большая Палата Верховного Суда. Усматривая в данном вопросе исключительную правовую проблему, а также с целью обеспечения развития права и формирования единой правоприменительной практики.

Своим знаковым Постановлением от 23 мая 2018 года по делу №243/6674/17-к, Большая Палата Верховного Суда отменила определение апелляционного суда об отказе в открытии апелляционного производства по апелляционной жалобе на определение о назначении налоговой проверки в рамках уголовного производства и назначила новое рассмотрение апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции.

Большая Палата Верховного Суда исходила из того, что статья 309 УПК Украины касается отказа в открытии апелляционных производств по апелляционным жалобам на определения следственных судей, которые предусмотрены УПК Украины, а так как в уголовно-процессуальном законе отсутствуют правовые основания для вынесения определений о назначении налоговых проверок в рамках уголовных производств, то и положения статьи 309 УПК Украины в данном случае не могут быть применены.

Таким образом, право на апелляционное обжалование такого определения обеспечивается на основании положений пункта 17 части первой статьи 7 и части первой статьи 24 УПК Украины. Принцип законности, установленный статье 9 УПК Украины, говорит о том, что в случаях, когда положения УПК не регулируют или неоднозначно регулируют вопросы уголовного производства, применению подлежат общие основы уголовного производства, установленные частью первой статьи 7 УПК Украины.

Приводя такие аргументы, Большая Палата Верховного Суда указала, что обеспечение права на апелляционный пересмотр дела является одной из главных основ судопроизводства (пункт 8 части третьей статьи 129 Конституции Украины). Конституционный Суд Украины, рассматривая указанную норму Основного Закона, пришел к выводу, что апелляционное обжалование судебного решения возможно во всех случаях, кроме тех, когда закон содержит запрет на такое обжалование.

Поставив точку в этом вопросе, Верховный Суд указал, что ограничения на доступ к суду являются несовместимыми с положениями пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, если они не имеют законной цели или не существует разумной пропорциональности между примененными средствами и законной целью, которую они стремятся достичь (решение ЕСПЧ «Воловик против Украины»).

Не так давно, в Постановлении от 25 сентября 2018 года, Верховный Суд подтвердил свою позицию, основанную на упомянутом решении Большой Палаты, и указал, что апелляционные суды обязаны открывать апелляционные производства по жалобам на определения следственных судей о предоставлении разрешений на проведения внеплановых проверок.

Таким образом, на данный момент существует устоявшаяся судебная практика на уровне Верховного Суда, которая говорит о незаконности отказа апелляционных судов в доступе к правосудию при обжаловании определений следственных судей о назначении налоговых проверок в рамках уголовных производств.

Что же касается определений судов первой инстанции по результатам обращений следователей с ходатайствами о назначении налоговых проверок в рамках уголовных производств, стоит отметить, что по состоянию на конец 2018 года в Едином реестре судебных решений резко сократилось количество подобных судебных решений. Хотя все еще существуют подобные ходатайства следственных органов, следственные судьи в большинстве случаев отказывают в удовлетворении указанных ходатайств.

Принимая решения об отказе в назначении налоговых проверок, следственные судьи указывают на отсутствие в УПК Украины регламентации порядка рассмотрения подобных ходатайств следователей, объема доказывания при их рассмотрении, а также критериев, на основании которых следственный судья должен определить достаточность оснований для назначения документальной внеплановой проверки.

Но на Солнце тоже есть свои пятна, как и определения следственных судей, которые вопреки нормам УПК и позиции Верховного Суда продолжают назначать налоговые проверки по ходатайствам следователей. Например, в определении от 01.11.2018г. по делу №760/28517/18 следственному судье для принятия такого решения было достаточно лишь существования положений п.78.1.11 Налогового кодекса Украины.

Впрочем, остается надеяться, что тенденция к уменьшению подобного рода определений продолжится, следственные судьи окончательно прекратят удовлетворять незаконные ходатайства, а следственные органы окончательно откажутся от попыток получить незаконные определения о назначении налоговых проверок.

Олег ЖЕРЁБКИН,

Адвокат Dynasty Law Firm

 

Публикации 18 января, 2019

Написать комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован

17 + семнадцать =