Do not take the trouble

Businessmen expect more detailed regulation of the functions of state supervision and control over compliance with labor legislation from the authorities

In view of the introduction of amendments to the Labor Code (KZoT) of Ukraine by the Parliament in 2014, Law No. 77-VIII as of December 28, 2014, the issue of both being aware of labor legislation by employers and its practical application became topical.  Thus, the aforementioned amendments to Article 265 of the Labor Code of Ukraine has been set out in the new version, which provides for the types of violations of labor legislation and significant financial sanctions that apply to employers.

This means that consequences can occur in the event that the bodies of the State Service of Ukraine for Labor issues (State Labor Inspectorate), which are obviously not very desirable.

Follow the practice

 However, the dispositions of the second part of Article 265 of the Labor Code of Ukraine, which determine what it exactly means – a violation of labor legislation, are not entirely clear in their design. 

Therefore, with a view to understand exactly what actions or inaction of the employer can qualify for one or another paragraph of Part 2 of Article 265 of the Labor Code of Ukraine, one should refer to the legal conclusions of the Supreme Court.

Thus, part 5 of article 13 of the Law of Ukraine “On the Judicial System and the Status of Judges” stipulates that the conclusions regarding the application of the rules of law set forth in resolutions of the Supreme Court are binding for all subjects of authority applying the legal act in their activities, which contains the relevant legal norm.

It follows from the above-said that the bodies of the State Labor Inspectorate are obliged to be guided by the legal opinions of the Supreme Court, when carrying out the qualification of the revealed violations of labor legislation by business entities.

At the same time, Part 6 of Article 13 of the Law of Ukraine “On the Judicial System and Status of Judges”, which corresponds to Part 5 of Article 242 of the Code of Administrative Procedure of Ukraine, provides for the obligation of the courts to take into account the conclusions of the Supreme Court when applying the legal norms set forth in its resolutions.

After analyzing the resolution of the Cassation Administrative Court as part of the Supreme Court, it can be stated that the State Labor Inspectorate bodies most often reveal such violations.

Thus, the most common problem is the admission of an employee to work without entering into an employment contract, liability for which is provided for in paragraph 2 of part 2 of article 265 of the Labor Code of Ukraine in the amount of thirty minimum wages established by law at the time of the violation, for each employee, for which such a violation.  That is, today the financial sanction would cost the employer 125 190 UAH for one employee

As a matter of practice, the above-mentioned paragraph 2 of part 2 of article 265 of the Labor Code of Ukraine includes: the conclusion of civil law contracts with both individual entrepreneurs and individuals without such status;  allowing the employee to work under the pretence of an internship, but without entering into an employment contract;  the assignment of an employee probationary period before the conclusion of the employment contract, but meanwhile an employee is performing his actual duties;  and other cases.

Another “costly” problem is the failure of the employer to comply with the minimum state guarantees in labor remuneration, the liability for which is set at 10 minimum wages on the day – the violations are detected for each employee, which will be at present, for example – 41,730 UAH.

This qualification includes, for example, salary indexation.  However, it should be noted that in the case, even if the indexation was to be insignificant, at the level of, let’s say, 10-15 UAH, you still have to pay a financial sanction.

Likewise, 15 minimum wages should be paid in the case of non-payroll at night in violation of the requirements of Article 108 of the Labor Code of Ukraine, as well as for employee remuneration on holidays in violation of the requirements of Article 107 of the Labor Code of Ukraine, which is also qualified by the Supreme Court as a violation of the minimum  state guarantees in wages.

It will not redeem from liability

Attention should be paid to the fact that, if an employer violates labor legislation, which provides for the liability for admitting an employee without entering into an employment contract, or failure to comply with minimum state guarantees in remuneration, the obligation to pay financial sanctions occurs in any case.  The Supreme Court is adamant here and the employer will not be redeemed thanks to the argument that, for example, he fulfilled the prescriptions on time and also charged and paid the workers proper indexation.

So, rejecting the employer’s arguments about the groundlessness of imposing a financial sanction on him, since they had fulfilled the instructions of the State Labor Inspectorate  “Gostrud” on time, and justifying their legal standpoint by referring to the norms of part 11 of Article 7 of the Law of Ukraine “On the basic principles of state supervision (control)”, the Supreme Court indicated that this rule of law does not apply to bodies that exercise state control over the observance of labor legislation by business entities, and he made reference to clause 29 of Order No. 295, which provides for measures to hold the site of visit and its officials liable for the use of “off the books” employees labor, late payment of wages, failure to comply with the minimum state guarantees of pay. So, non-observance of minimum state guarantees in labor remuneration is applied simultaneously with the issuance of a prescription, regardless of the fact – the violations found during an inspection visit have been eliminated, or outside travel inspection.

In addition, the Supreme Court, in its resolutions, has repeatedly noted that the introduction of a prescription to eliminate the violations of labor legislation, as well as the adoption of measures on prosecuting the perpetrators, is a mandatory norm, which gives the inspector the duty to act in case of detection of these violations.

The arguments of employers regarding the groundlessness of inspections are critically evaluated by the Supreme Court.  For example, the argument that the employer was not properly notified that the inspector arrived with a check.  Thus, in some cases, the Supreme Court, refuting such allegations, noted that the powers, rights and obligations of state inspectors of the State Labor Inspectorate are defined, in addition to general laws, by conventions of the International Labor Organization, ratified by the laws of Ukraine “On ratification of the International Labor Organization Convention No. 81 of 1947 on inspection  Labor in Industry and Commerce ”dated September 8, 2004 No. 1985-IV and“ On ratification of the Labor Inspection Convention No. 129 of 1969 on Labor Inspection in Agriculture ”dated September 8, 2004  № 1986-IV.

Thus, in some cases, the Supreme Court, refuting such allegations, noted that the powers, rights and obligations of state inspectors of the State Labor Inspectorate have been defined, in addition to general laws, by conventions of the International Labor Organization, ratified by the laws of Ukraine “On ratification of the International Labor Organization Convention No. 81 of 1947 on inspection  Labor in Industry and Commerce” dated September 8, 2004 No. 1985-IV and “On ratification of the Labor Inspection Convention No. 129 of 1969 on Labor Inspection in Agriculture ”dated September 8, 2004  No. 1986-IV.

According to Article 16 of the International Labor Organization Convention No. 81, inspections at enterprises are carried out as often and as thoroughly as necessary to ensure the effective implementation of the relevant legal provisions.  And according to Article 12 of this Convention, in case of an inspection visit, the inspectors report their presence to the employer or his representative, unless they feel that such a report could do harm to performance of their duties.

Cancellation of the Resolution?

However, the legal standpoint of the Supreme Court regarding dual legal liability for the same violation of the law is interesting.  Thus, in one of the cases, the Supreme Court reversed the resolution of the State Labor Committee due to the fact that an individual entrepreneur has already been held administratively liable as an employer under paragraph 3 of Article 41 of the Administrative Offenses Code of Ukraine, therefore the additional holding this entity liable under paragraph 2 of part 2  Article 265 of the Labor Code of Ukraine, given the provisions of Article 61 of the Constitution of Ukraine, sounds impossible, since the subject of liability and the type of violation fully coincide.

Concurrently, it should be remembered that the non-admission of labor inspectors to conduct the inspection, the purpose of which was to monitor compliance with labor laws regarding the proper registration of employees, that is, the existence of concluded labor contracts, costs as much as 100 minimum wages, which is today 417,300 UAH.

But the most important event was the resolution adopted on May 14, 2019 by the Sixth Administrative Court of Appeal in case No. 826/8917/17, which the court overturned as illegal, the resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine of April 29, 2017 No. 295 on labor of Ukraine and Article 34 of the Law of Ukraine “On Local Self-Government”.  It was namely this resolution that regulated the order and procedure of on-site and off-site inspections by the State Labor Inspectorate authorities.

Considering that the court decision adopted by the appeals instance comes into force at the moment of its announcement, there is no regulatory act governing the procedure of inspection visits by the State Labor Inspectorate.

However, there is no doubt that the Cabinet of Ministers of Ukraine will appeal against the mentioned resolution of the Sixth Administrative Court of Appeal under cassational procedure.

Consequently, businessmen should wait for some time until the Supreme Court says its “decisive word” regarding the above-mentioned case, or until the Cabinet of Ministers of Ukraine adopts a new regulatory act that governs in detail the implementation of the State Audit Office of state supervision and control over compliance with labor legislation.

Ilya LAVRINETS – attorney Dynasty Law Firm

 

Publications 12 June, 2019

Write a comment

Ваш электронный адрес не будет опубликован

18 − fifteen =

Не сочтите за труд

Бизнес ожидает от власти более детальной регламентации функций государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства

В связи с внесением парламентом в 2014 году Законом № 77-VIII от 28 декабря 2014 года изменений в Кодекс законов о труде (КЗоТ) Украины обрел актуальности вопрос как знания трудового законодательства работодателями, так и его практического применения. Так, указанными изменениями статья 265 КЗоТ Украины изложена в новой редакции, которой предусматриваются виды нарушений законодательства о труде и значительные финансовые санкции, которые применяются к работодателям.

А значит, возможны наступления последствий в случае проведения органами Государственной службы Украины по вопросам труда (Гоструда), которые, очевидно, являются не очень желаемыми.

Следить за практикой

Впрочем, диспозиции части второй статьи 265 КЗоТ Украины, которые определяют, что именно является нарушением законодательства о труде, по своей конструкции являются не совсем четкими.

Поэтому, для того, чтобы понимать, какие именно действия или бездеятельность работодателя могут квалифицироваться по тем или иным абзацам части 2 статьи 265 КЗоТ Украины, следует обратиться к правовым выводам Верховного Суда.

Так, частью 5 статьи 13 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» предусмотрено, что выводы относительно применения норм права, изложенные в постановлениях Верховного Суда, являются обязательными для всех субъектов властных полномочий, применяющих в своей деятельности нормативно-правовой акт, который содержит соответствующую норму права.

Из изложенного следует, что органы Гоструда обязаны руководствоваться правовыми заключениями Верховного Суда при осуществлении квалификации выявленных нарушений трудового законодательства субъектами хозяйствования.

В то же время, часть 6 статьи 13 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», которая корреспондируется с частью 5 статьи 242 Кодекса административного судопроизводства Украины, предусматривает обязательство судов учитывать выводы Верховного Суда при применении норм права, изложенных в его постановлениях.

Проанализировав постановления Кассационного административного суда в составе Верховного Суда, можно констатировать, что органы Гоструда выявляют чаще всего такие нарушения.

Так, наиболее распространенной проблемой является допуск сотрудника к работе без заключения трудового договора, ответственность за которое предусмотрена абзацем 2 части 2 статьи 265 КЗоТ Украины в размере тридцати минимальных заработных плат, установленных законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершенно такое нарушение. То есть, на сегодня финансовая санкция стоила бы работодателю 125 190 грн за одного работника.

На практике под упомянутый выше абзац 2 части 2 статьи 265 КЗоТ Украины подпадают: заключение гражданско-правовых договоров, как с физическими лицами-предпринимателями, так и с физическими лицами без такого статуса; допущение сотрудника к работе под видом стажировки, но без заключения трудового договора; установление работнику испытательного срока до заключения трудового договора, но при фактическом выполнении им своих обязанностей; и другие случаи.

Еще одной «дорогостоящей» проблемой является несоблюдение работодателем минимальных государственных гарантий в оплате труда, ответственность за которое установлена в размере 10 минимальных заработных плат на день выявления нарушения за каждого работника, что будет составлять, например, на сегодняшний день 41 730 грн.

Под указанную квалификацию подпадает, например, индексация заработной платы. Однако, следует обратить внимание, что в случае, даже если индексация должна была быть незначительной, на уровне, скажем, 10-15 грн, то все равно придется оплатить финансовую санкцию.

Также, 15 минимальных зарплат следует заплатить и в случае неначисления зарплаты в ночное время в нарушение требований статьи 108 КЗоТ Украины, так же как и за оплату труда работника в праздничные дни в нарушение требований статьи 107 КЗоТ Украины, что также квалифицируется Верховным Судом как нарушение минимальных государственных гарантий в оплате труда.

От ответственности не спасет

Следует обратить внимание на то, что в случае нарушения работодателем законодательства о труде, которым предусмотрена ответственность за допуск работника без заключения трудового договора или несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда, обязанность оплатить финансовые санкции наступает в любом случае. Верховный Суд тут непреклонен и работодателя не спасет аргумент относительно того, что он, например, вовремя выполнил предписания, а также начислил и выплатил работникам надлежащую им индексацию.

Так, отклоняя доводы работодателя о безосновательности наложения на него финансовой санкции, поскольку им были вовремя выполнены предписания органа Гоструда, и, обосновывая свою правовую позицию ссылкой на нормы части 11 статьи 7 закона Украины «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», Верховный Суд указал, что указанная норма Закона не распространяется на органы, которые осуществляют государственный контроль за соблюдением субъектами хозяйствования трудового законодательства, и сослался на пункт 29 Порядка № 295, которым предусмотрены меры по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности за использование труда неоформленных сотрудников, несвоевременная и не в полном объеме выплата заработной платы, несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда применяются одновременно с вынесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения либо невыездного инспектирования.

Кроме того, Верховный Суд в своих постановлениях неоднократно отмечал, что внесение предписания об устранении выявленных нарушениях законодательства о труде, а также принятие мер относительно привлечения к ответственности виновных лиц является императивной нормой, которая наделяет обязанностью инспектора осуществить действия в случае выявлениях данных нарушений.

Критически оцениваются Верховным Судом доводы работодателей в части безосновательности проведения проверок. Например, доводы о том, что работодатель не был уведомлен надлежащим образом о том, что инспектор прибыл с проверкой. Так, в некоторых делах Верховный Суд, опровергая такие утверждения, отметил, что полномочия, права и обязанности государственных инспекторов Гоструда определены, кроме общих законов, конвенциями Международной организации труда, ратифицированные законами Украины «О ратификации Конвенции международной организации труда № 81 1947 года об инспекции труда в промышленности и торговле» от 8 сентября 2004 года № 1985-IV и «О ратификации Конвенции международной организации труда № 129 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве» от 8 сентября 2004 года № 1986-IV. Согласно статье 16 Конвенции Международной организации труда № 81 инспекция на предприятиях проводится так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений. А согласно статье 12 этой Конвенции в случае инспекционного посещения инспектора сообщают о своем присутствии работодателю или его представителю, если только они не сочтут, что такое сообщение может причинить вред исполнению их обязанностей.

Отмена Постановления?

Впрочем, интересной является правовая позиция Верховного Суда относительно двойной юридической ответственности за одно и то же самое нарушение закона. Так, в одном из дел Верховный Суд отменил постановление Гоструда из-за того, что физическое лицо-предприниматель уже был привлечен к административной ответственности как работодатель по части 3 статьи 41 Кодекс Украины об административных правонарушениях, поэтому дополнительное привлечение этого субъекта по абзацу 2 части 2 статьи 265 КЗоТ Украины учитывая положения статьи 61 Конституции Украины является невозможным, поскольку полностью совпадают субъект ответственности и вид нарушения.

В то же время следует помнить, что за недопуск инспектора труда к проверке целью которой было осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства относительно надлежащего оформления сотрудников, то есть наличие заключенных трудовых договоров стоит аж 100 минимальных заработных плат, что составляет на сегодняшний день 417 300 грн.

Но самым важным событием стало принятое 14 мая 2019 года Шестым апелляционным административным судом постановление в деле № 826/8917/17, которым суд отменил, как незаконное, постановление Кабинета Министров Украины от 29 апреля 2017 года № 295 «Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении». Именно это постановление регламентировало порядок и процедуру выездных и невыездных инспектирований органами Гоструда.

Учитывая, что судебное решение, принятое апелляционной инстанцией, вступает в законную силу в момент его провозглашения, нормативного акта, регулирующего процедуру инспекционных посещений органами Гоструда, нет.

Однако, нет сомнений в том, что Кабинет Министров Украины будет обжаловать упомянутое постановление Шестого апелляционного административного суда в кассационном порядке.

Следовательно, бизнесу следует ожидать некоторое время, пока Верховный Суд не скажет свое «последнее слово» в упомянутом выше деле, либо пока Кабинет Министров Украины не примет новый нормативный акт, детально регламентирующий реализацию Гоструда функций государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

ЛАВРИНЕЦ Илья – адвокат Dynasty Law Firm

 

Публикации 12 июня, 2019

Написать комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован

1 × 1 =