Return the favor when bidding

“Starting from the mass disputes related to the recognition of transactions as insignificant by official receivers, the market shifts towards disputes with regard for the bidding for the sale of assets of liquidated banks,” Denys Myrgorodskiy, managing partner of AF “Dynasty”, talks about trends.

The process of withdrawing insolvent banks from the market reached its climax, didn’t it ? How could you characterize the actions of the Fund of guaranteeing deposits of individuals (the Fund) and the National Bank of Ukraine (NBU) in all procedures of removing insolvent banks from the market?

— It’s too early to speak on the climax.  The process of withdrawing insolvent banks from the market in 2014–2016 is just going smoothly from one stage to another.  Starting from the mass disputes related to the recognition of transactions as insignificant by official receivers (on the basis of Article 38 of the Law of Ukraine “On the System of Guaranteeing Individuals’ Deposits”), the market shifts towards disputes with regard for the bidding for the sale of assets of liquidated banks.  Well, onwards there is a serious court battle over the recovery of damages from owners of liquidated banks looming. This raises the feeling that the “losses” which are alleged as crime to the former owners and top managers, inefficiencies in the activities of the Fund and its authorized persons (liquidators of banks) asset management are often hidden.

We already have a number of instances where intentional loss of documents, unjustified termination of security contracts, the sale of the Bank’s assets at ridiculously low prices and prolonged inactivity of the official receivers on the background of active judicial protection of borrowers sounds the real reason of insufficiency of assets for the funds allocated to them for the payment of guaranteed deposits in favor of the Guarantee Fund.  There is no doubt that the Fund will pronounce those who have been grabbed assets to be guilty of this failure: ex-bank owners.

And finally, the first of disputes between owners of liquidated banks and a regulatory reached international courts, in particular, the European Court of Human Rights.  Regarding our country, there’s a great danger at the bottom of this.  The Ukrainian section of the secretariat of the European Court is aware of this danger, trying to prevent such disputes from being heard, but this is a separate topic.

The Fund turned out not ready at an organizational level to manage such a number of complex processes and an array of assets, therefore in total, its actions can be characterized as extremely inefficient.

What are the features of judicial practice with participation of the Fund?

— The main feature is the rampant inequality in the position of the parties, which the Fund and its representatives often sponge.  For example, if a bank liquidating agent caused damage or does not fulfill current obligations under contracts (rental of premises, operating costs, license fees, IT services, etc.), recovery of damages by enforcement is impossible in a general manner.  These requirements are included in the liquidation estate of the bankrupt bank and are satisfied from this property in 8th line according to Article 52 of the Law of Ukraine “On the system of guaranteeing deposits of individuals”, that is, they are not actually satisfied at all.  The winners in bidding for the sale of property of liquidated banks, which transferred funds under the agreement concluded at the end of the bidding, turn out in the same position, if the bidding is subsequently declared invalid.

The inequality includes the restrictions on the imposition of court injunctions in respect of the Fund and its authorized persons included in the procedural codes.  This often deprives the Fund’s opponents of the right to effective judicial protection in situations where it takes deliberately wrongful actions: for example, as it issues ownership of mortgage property on already repaid loans.

This impunity often breeds corruption. The following situation clearly illustrates the fact – the largest bribe in the history of Ukraine, registered at the time of being transferred to law enforcement agencies (5 million USD), it was intended to the authorized person of the Fund, carrying out the liquidation of one of the banks of the third group.

what about the case with compensation for damage that was caused to the banks bankrupt today ?

— The main way of compensation today is the auctions for the sale of assets of the liquidated banks that are conducted on electronic trading platforms on the principle of a Dutch auction.    Concurrently, there’s no complaints the transparency and efficiency of such platforms, but poor quality preparation of lots by the Fund gives rise to plenty of problems. Typical situation is related to the cases of the auction of the mortgage or claim rights based on … repaid loan. Often there is a court decision confirming the obligations to the Bank under liquidation missing. Of course, the judicial conflict between the lot buyer and the debtor/mortgagor in this case is inevitable, but the Fund does not seem to be worried.

Another typical pattern is when bidding rights are put out to tender, for which no or a significant part of the documents has been preserved.  That is, the winner of the bidding cannot realize the purchased right, and this should be obvious to the Fund’s specialists.  But no one informs bidders about the situation that has arisen, because in that case no one will want to take part in the bidding.

It seems to onlookers that it is important for the Fund to get money from buyers at all costs, and its consequences are not interesting.  After all, it is impossible to effectively recover money back from liquidated banks, as I have already said.

Tell us in detail about the development of judicial practice as regards recovering damage from related parties of insolvent banks …

— This practice is not enough, but we understand that this is a new trend, and the National Bank of Ukraine and the Fund are just gaining experience, the bulk of such claims are still ahead.   This is partly due to the fact that the exact amount of damage subject to be recovered can be ascertained only after the termination of the bank’s liquidation procedure, but until the completion of the majority of insolvent banks liquidation is still a long haul ahead.

Today, such disputes can be divided into two trends: the first one is collection of debts under refinancing contracts of commercial banks from their owners on the basis of surety signed by the owners; the second one – claims on the basis of paragraph 6 of Article 58 of the Law of Ukraine “On Banks and Banking Activities” against persons associated with the bank.  (the meaning of this term is disclosed in article 52 of the law).

The first public defendants in claims for the recovery of debts on refinancing were Vadim Novinsky, a guarantor of Bank “Forum”, and Konstantin Zhevago, a guarantor of “Finance and Credit” Bank, and more often the disputes are now underway.  As for the recovery of losses from related parties of insolvent banks, the Fund’s claim to shareholders and top managers of “Brokbusinessbank” for 8.9 billion UAH is already pending in court. It is also known about the Fund’s attempt to file a similar lawsuit against “Active Bank” related persons in the amount of 1.7 billion UAH.

As follows from the statements of the Managing Director of the Fund Konstantin Vorushilin, announced in late September, they are only the first fruits. A significant part of the 145 billion UAH, which the Fund shall return to the Ministry of Finance of Ukraine to recover borrowings, is expected to be paid off by former owners and top managers of the liquidated banks.

 

Denys MYRGORODSKIY,

Managing partner AF “Dynasty”

Publications 5 December, 2018

Write a comment

Ваш электронный адрес не будет опубликован

5 × two =

Торг платежом красен

«От массовых споров, связанных с признанием ликвидаторами сделок ничтожными, рынок сдвигается в сторону споров, касающихся проведения торгов по продаже активов ликвидируемых банков» рассказывает о тенденциях управляющий партнер АФ «Династия» Денис Миргородский.

Процесс выведения неплатежеспособных банков с рынка достиг своего апогея? Как можно охарактеризовать действия Фонда гарантирования вкладов физических лиц (Фонд) и Национального банка Украины (НБУ) во всех процедурах выведения неплатежеспособных банков с рынка?

— Об апогее говорить еще очень рано. Процесс выведения с рынка банков, признанных неплатежеспособными в 2014—2016 годы, просто плавно переходит из одной стадии в другую. От массовых споров, связанных с признанием ликвидаторами сделок ничтожными (на основании статьи 38 закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц»), рынок сдвигается в сторону массовых споров, касающихся проведения торгов по продаже активов ликвидируемых банков. Ну а впереди маячат серьезные судебные битвы за взыскание убытков с собственников ликвидируемых банков. При этом возникает ощущение, что за «убытками», которые инкриминируются бывшим собственникам и топ-менеджерам, часто скрывается неэффективность деятельности самого Фонда и его уполномоченных лиц (ликвидаторов банков) по управлению активами.

Мы уже располагаем рядом примеров, когда именно умышленная утеря документов, необоснованное расторжение договоров обеспечения, продажа активов банка по смехотворно низким ценам и длительное бездействие ликвидаторов на фоне активной судебной защиты заемщиков стало действительной причиной недостаточности активов банка для компенсации Фонду гарантирования средств, выделенных им для выплаты гарантированных вкладов. Но нет сомнения, что Фонд объявит виновными в такой недостаточности именно тех, у кого отобрали бизнес: экс-собственников банков.

И, наконец, первые из споров собственников ликвидируемых банков с регулятором дошли до международных судов, в частности до европейского суда по правам человека. И в этом для нашей страны кроется огромная опасность. Ее осознает украинская секция секретариата евросуда, стараясь не допустить подобные споры к слушанию, но это уже тема для отдельного разговора.

Фонд оказался организационно не готов к управлению таким количеством сложных процессов и массива имущества, поэтому в целом его действия можно охарактеризовать как крайне неэффективные.

В чем заключаются особенности судебной практики с участием Фонда?

— Главная особенность — это вопиющее неравенство в положении сторон, которым Фонд и его уполномоченные часто пользуются. Например, если ликвидатор банка причинил ущерб или не исполняет текущие обязательства по договорам (аренда помещения, эксплуатационные расходы, лицензионные платежи, IT-услуги и т.д.), принудительное взыскание с него убытков в общем порядке осуществить нельзя. Эти требования включаются в ликвидационную массу имущества банка банкрота и удовлетворяются из этого имущества в 8-ю очередь согласно статье 52 закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц», то есть фактически не удовлетворяются вовсе. В такое же положение попадают победители торгов по продаже имущества ликвидированных банков, которые перечислили средства по договору, заключенному по итогам торгов, если впоследствии торги будут признаны недействительными.

К неравенству можно отнести и ограничения на вынесение судебных запретов в отношении Фонда и его уполномоченных лиц, включенные в состав процессуальных кодексов. Это часто лишает оппонентов Фонда права на эффективную судебную защиту в ситуациях, когда он совершает заведомо неправомерные действия: например, оформляет на себя права собственности на ипотечное имущество по уже погашенным кредитам.

Такая безнаказанность часто порождает коррупцию. Наглядно демонстрирует это ситуация, когда самая крупная взятка в истории Украины, зафиксированная в момент ее передачи правоохранительными органами (5 миллионов долларов США), предназначалась именно уполномоченному лицу Фонда, осуществлявшему ликвидацию одного из банков третьей группы.

Как сегодня обстоят дела с компенсацией ущерба, который был нанесен банкам-банкротам?

— Главным способом компенсации ущерба сегодня остаются аукционы по продаже активов ликвидированных банков, которые проводятся на электронных торговых площадках по принципу голландского аукциона. При этом на прозрачность и эффективность работы таких площадок нареканий нет, но много проблем порождает некачественная подготовка лотов Фондом. Типичной является ситуация, когда на торги выставляются ипотека или права требования по… погашенному кредиту. Причем часто еще есть и решение суда, подтверждающее отсутствие обязательств перед ликвидируемым банком. Разумеется, судебный конфликт между покупателем лота и должником/залогодателем в таком случае неизбежен, но Фонд это, похоже, не беспокоит.

Другая типичная картина, когда на торги выставляются права требования, по которым не сохранилось никаких или значительной части документов. То есть победитель торгов реализовать купленное право не может, и для специалистов Фонда это должно быть очевидно. Но участников торгов о возникшей ситуации никто не информирует, ведь в таком случае никто не захочет принимать участие в торгах.

Со стороны создается впечатление, что Фонду важно любой ценой получить деньги с покупателей, а последствия его не интересуют. Ведь эффективно взыскать деньги назад с ликвидируемых банков, как я уже говорил, нельзя.

Расскажите подробно о развитии судебной практики по взысканию ущерба со связанных лиц неплатежеспособных банков…

— Такой практики немного, но мы понимаем, что это новое направление, и НБУ с Фондом только набираются опыта, основной объем подобных исков еще впереди. Отчасти это связано с тем, что точную сумму ущерба, подлежащего взысканию, можно выяснить только после окончания процедуры ликвидации банка, но большинству неплатежеспособных банков до завершения ликвидации еще далеко.

Такие споры сегодня можно разделить на два направления: первое — это взыскание задолженности по договорам рефинансирования коммерческих банков с их собственников на основании подписанных собственниками договоров поручительства; второе — иски на основании части 6 статьи 58 закона Украины «О банках и банковской деятельности» к лицам, связанным с банком. Во втором случае Фонд собирается доказывать, что ущерб банку был причинен вследствие действий или, наоборот, бездействия руководителей, собственников банка и других связанных лиц (значение этого термина раскрыто в статье 52 закона).

Первыми публичными ответчиками по искам о взыскании задолженности по рефинансированию стали поручитель банка «Форум» Вадим Новинский и поручитель банка «Финансы и кредит» Константин Жеваго, причем споры находятся сейчас в активной стадии. Что касается взыскания убытков со связанных лиц неплатежеспособных банков, то уже находится на рассмотрении в суде иск Фонда к акционерам и топ- менеджерам «Брокбизнесбанка» на 8,9 млрд гривен, известно о попытке Фонда подать подобный иск в отношении связанных лиц «Актив-банка» на сумму 1,7 млрд гривен.

Как следует из заявлений директора распорядителя Фонда Константина Ворушилина, озвученных в конце сентября, это только первые ласточки. Значительную часть из 145 млрд гривен, которые Фонд должен вернуть Министерству финансов Украины в погашение заимствований, предполагается погасить за счет бывших собственников и топ-менеджеров ликвидируемых банков.

 

 

 

Публикации 5 декабря, 2018

Написать комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован

два × 5 =