Profitable proposition

To prove the profit was lost, the lessee needs to give documentary evidence that only the  unlawful actions of the lessor became the reason that deprived him of the opportunity to make a profit.

Especially for “Legal Practice”

Presently a large number of land disputes arise out of leasehold legal relationships, in particular, related to the violation of the terms of existing agreements with the private landlords of land plots (shares), leased for a certain period. The category of land disputes, in which requirements of early termination of the lease contract to deal with a land plot are set, namely – a land plot currently planted by a lessee, sounds interesting. Otherwise, the lessor occupies the land plot without notice, through the development of the land plot leased out by himself, without waiting for the date of expiry of the lease contract. The lessor acknowledges that the land is prepared at the lessee’s expense. In such cases, a bona fide lessee is forced to raise the issue of damages, including his lost profit.

In due order

In such land disputes, the lessor basically gives reasons for his standpoint that his actions are not unauthorized occupation of land, as he is the lawful owner of and has the state certificate of ownership. Based on damages accrued by the lessee, the argument of the lessor is, in most cases, deals with unfounded and unproven amount to be refunded.

In judicial practice regarding the disputes arising from lease relations, “Procedure for determination and compensation of losses to land owners and land users” approved by Regulation of Cabinet of Ministers of 19 April 1993 No. 284 (the Order) sounds the main argument related to the failure to prove the amount of damages. According to this Order the losses are determined by the commissions set up by Kyiv and Sevastopol municipal, district state administrations, Executive bodies of village, settlement, city councils and non-use of the latter entails a violation of the substantive law governing the procedure for determination of losses to the land user.

However, this argument requires a detailed analysis. Thus, the above-mentioned order applies to relationship specifically defined. The subject of legal regulation laid in the Procedure of determination and compensation of losses to land owners and land users approved by resolution of the Cabinet of Ukraine of 19 April 1993 No. 284, is the compensation of losses to land owners and land users caused by:

– the confiscation of land in favor of the legitimate land users in the prescribed manner,

– the temporary land occupation by such users and resulting failure to receive income by the owner (claimant) during temporary use of land.

However, these legal relations cannot be equated with the fact of the lessor arbitrarily occupying a disputed land plot, that is, without proper legal grounds, and is refuted by the presence and duration of the land lease contract.

 

According to the law

Thus, according to article 1 of the Law of Ukraine as of 19 June 2003 No. 963-IV “On state supervision over use and protection of lands”- unauthorized occupation of land – any action, indicative of the actual use of the land and the relevant decision of Executive authority or local authority on the transfer of ownership or lease (rent) is missing, or the transaction on such land plot is missing, except for the actions that are based on law are legitimate, are considered wrong acts. So, according to the resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine as of 19 April 1993 No. 284 “On procedure of determination and compensation of losses to land owners and land users” the procedure for the reimbursement was set, in particular under temporary occupation of land plots with permission or with the consent of the landholder. And in the case of unauthorized occupation of land plots, including by the landlord, this procedure is not applicable.

In accordance with articles 5.15 Law of Ukraine “On payment for land” the object of payment for land is land and land share, being in property or using, including under lease. So, if a lessee  calculated losses in the form of lost income due to temporary non-use of the land he leased, while the lessor voluntarily (without legal grounds) occupies the disputed land, such a calculation can be carried out using calculations of “methods of determining the amount of damage caused by unauthorized occupation of land, use of land plots not on purpose, removal of ground cover (fertile soil layer) without special permission” (the Methodology), approved by the resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine dated July 25, 2007 No.963. But it cannot be used – at option of the lessee who has suffered the damage.

Therefore, in the case where the lessor had committed land offence and the inflicted damages to the person (the lessee), land legal damages are subject to be compensated as a way of civil liability, and substantive law governing disputable relationship, do not establish the duty of the lessee to confirm its requirements solely by calculations made in accordance with the Methodology.

Based on the court ruling

The specified position of the court is also stated in the same dispute considered in the Decision of the Supreme Court of Ukraine (APU) dated June 14, 2017 in case No. 3-463гс17. The Supreme Court of Ukraine pointed out that the appeal court wrongly limited by reference to the non-compliance by claimant of the provisions of the Procedure as the exclusive basis for calculating the amount of damages. That is, in the opinion of this court, as a result of the actions of the defendant – the elements of civil offence elements are missing, and the impossibility of imposing late charges on reimbursement of the plaintiff’s loss. So, the plaintiff, implying to calculate the amount of lost revenue out of the average yield of the district that is less than the actual soybean yields obtained by the defendant, calculated the amount of expenses that he must incur from the total number and value of the crop that he could get under self-management on the land plots.  The amount of expenses implied cultivation, harvesting on these plots, payment of taxes, rents and the like.

The Supreme Court explained that despite the fact that, in accordance with the provisions of part  three of article 157 of the Land Code of Ukraine, the procedure of determination and compensation of losses to land owners and land users is determined by the Cabinet of Ministers of Ukraine, the substantive law governing the contentious relationship, do not establish the duty of the plaintiffs to prove their claim only by calculations made in accordance with the Methodology.

Additionally, it should be noted that there exists another side to the Supreme Court standpoint in detailed examining of the accrual of losses in lease relationships. It also requires the lessee to duly prove and substantiate the amount and accrual for losses caused to him in the form of lost profits. Despite the use or non-use of Methods, at the discretion of the lessee, when calculating losses, it needs to adhere to certain criteria for the court to have grounds to take this calculation into account.

So, in the opinion of the Supreme Court, set out in the decision dated August 7, 2019 in the case 179/1367/17-c, since according to the fourth part of Article 623 of the Civil Code (CC) of Ukraine, measures taken to receive, present a claim for reimbursement of lost income (lost profit) are considered, and the plaintiff is obliged to prove that these income (benefit) are not abstract, but would really have been received by him. ”

Careful calculation

Meaning that the calculation of lost profits should not be reduced, in particular, to multiplication of harvesting plan by the price. The court will examine a real opportunity of getting this income, given the average rates for the period, the yield per hectare in a particular area, as well as mandatory evidence (documents or other evidence), that the person had to obtain some income, and only the wrongful acts of the landlord were the only and sufficient reason, which deprived him of the opportunity to make a profit. The court shall ascertain the real intentions of a person to farming the disputed land, examining some evidence on the real possibility to obtain the above-mentioned income.

Tatyana ТRIKOZA – the lawyer of Dynasty Law Firm

 

Publications 24 September, 2019

Write a comment

Ваш электронный адрес не будет опубликован

eight + eleven =

Выгодное продолжение

Для доказательства упущенной выгоды арендатору нужно документально подтвердить, что только неправомерные действия арендодателя стали причиной, лишившей его возможности получить прибыль

Специально для «Юридической практики»

Сегодня достаточно большое количество земельных споров возникает из правоотношений аренды, в частности, связанных с нарушением условий действующих договоров со стороны частных арендодателей земельных участков (паев), переданных в аренду на определенный срок. Интересной является категория земельных споров, в которых предъявляются требования досрочного расторжения действующего договора аренды земельного участка, который на данный момент является засеянным арендатором, или, без предупреждения, арендодатель осуществляет занятие участка, путем освоения переданной им же в аренду земли, не дождавшись даты окончания срока действия договора аренды. Арендодатель осознает, что земля является подготовленной за счет арендатора. В таких случаях добросовестный арендатор вынужден ставить вопрос возмещения убытков, в том числе упущенной им выгоды.

По порядку

В таких земельных спорах арендодатель свою позицию в основном аргументирует тем, что его действия не являются самовольным занятием земли, ведь он законный владелец и имеет государственный акт на право собственности. По начисленным арендатором убыткам, аргументация арендодателя сводится, в большинстве случаев, к необоснованности и недоказанности арендатором суммы, подлежащей возмещению.

В судебной практике по рассмотрению споров, возникающих из арендных правоотношений, основным аргументом относительно недоказанности суммы убытков является неприменение при определении суммы убытков «Порядка определения и возмещения убытков собственникам земли и землепользователям», утвержденного Постановлением Кабмина от 19 апреля 1993 №284 (Порядок), согласно которого размеры убытков определяются комиссиями, созданными Киевской и Севастопольской городскими, районными государственными администрациями, исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов, а неприменение последнего влечет за собой нарушение норм материального права, регулирующих порядок определения убытков землепользователю.

Однако этот аргумент требует детального анализа. Так, указанный порядок распространяется на конкретно определенные в нем правоотношения. Предметом правового регулирования Порядка определения и возмещения убытков собственникам земли и землепользователям, утвержденного постановлением КМ Украины от 19 апреля 1993 года №284, является возмещение убытков собственникам земли и землепользователям, причиненных вследствие:

— изъятия земель в пользу законных землепользователей в установленном порядке,

— их временного занятия такими пользователями и обусловленного этим неполучения владельцем (истцом) доходов за время временного неиспользования земельного участка.

Однако эти правоотношения нельзя отождествлять с фактом самовольного занятия арендодателем спорного земельного участка, то есть без надлежащих правовых оснований, и опровергается наличием и сроком действия договора аренды земельного участка.

По закону

Так, согласно статье 1 Закона Украины от 19 июня 2003 года № 963-IV «О государственном контроле за использованием и охраной земель» самовольное занятие земельного участка — любые действия, свидетельствующие о фактическом использовании земельного участка при отсутствии соответствующего решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о его передаче в собственность или предоставление в пользование (аренду) или при отсутствии совершенной сделки по такому земельному участку, за исключением действий, которые, согласно закону, являются правомерными. Итак, Постановлением Кабинета Министров Украины от 19 апреля 1993 года №284 «О порядке определения и возмещения убытков собственникам земли и землепользователям» установлен порядок возмещения убытков, в частности, при временном занятии земельных участков с разрешения или по согласию землепользователя. А в случае самовольного занятия земельных участков, в том числе самим арендодателем, этот порядок неприменим.

Согласно статьям 5,15 Закона Украины «О плате за землю» объектом платы за землю является земельный участок, а также земельный пай, находящися в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды. Так, в случае, если арендатором были рассчитаны убытки в виде неполученных доходов в связи с временным неиспользованием ним арендованного земельного участка, в то время как арендодатель самовольно (без правовых оснований) занимает спорный земельный участок, такой расчет может осуществляться с применением в расчетах «Методики определения размера вреда, причиненного вследствие самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков не по целевому назначению, снятия грунтового покрова (плодородного слоя почвы) без специального разрешения» (Методика), утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 25 июля 2007 года №963. Но может и не применяться — на выбор арендатора, которому нанесен ущерб.

Поэтому, в случае, когда арендодатель совершил земельное правонарушение и нанес лицу (арендатору) убытки, подлежат возмещению земельно-правовые убытки, как способ гражданско-правовой ответственности, а нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не устанавливают обязанности арендатора подтвердить свои требования исключительно расчетами, сделанными в соответствии с Методикой.

По суду

Указанная позиция суда также указана в аналогичном споре, рассмотренном в Постановлении Верховного Суда Украины (ВСУ) от 14 июня 2017 года по делу №3-463гс17. ВСУ указал, что апелляционный суд ошибочно ограничился ссылкой на несоблюдение истцом положений Методики, как исключительного основания для расчета размера убытков, что является, по заключению этого суда, следствием отсутствия в действиях ответчика элементов состава гражданского правонарушения и невозможности возложения на последнего обязанности по возмещению понесенных истцом убытков. Истец, для расчета суммы неполученных доходов, выходил из средних показателей урожайности по району, что является меньше фактической урожайности сои, полученной ответчиком, и вычислил из общего количества и стоимости урожая, что он мог бы получить при самостоятельном хозяйствовании на землях, суммы расходов, которые он обязательно должен понести на выращивание, сбор урожая на этих земельных участках, уплату налогов, арендной платы и тому подобное.

ВСУ объяснил, что несмотря на то, что в соответствии с положениями части третьей статьи 157 Земельного Кодекса Украины, порядок определения и возмещения убытков собственникам земли и землепользователям устанавливается Кабинетом Министров Украины, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не устанавливают обязанности истца подтвердить свои требования исключительно расчетами, сделанными в соответствии с Методикой.

Дополнительно следует отметить, что при детальном рассмотрении принципа начисления убытков в арендных правоотношениях существует и другая сторона в позиции Верховного Суда, которая обязывает также арендатора должным образом доказывать и обосновывать сумму и принцип начисления причиненных ему убытков в виде упущенной выгоды. Несмотря на применение или неприменение Методики, по усмотрению арендатора, при расчете убытков, он должен придерживаться определенных критериев, чтобы суд имел основания принять такой расчет во внимание.

Так, по мнению Верховного Суда, изложенную в постановлении от 7 августа 2019 по делу 179/1367/17-ц, поскольку согласно части четвертой статьи 623 Гражданского Кодекса (ГК) Украины при определении неполученных доходов (упущенной выгоды) учитываются меры, предпринятые для их получения, предъявление требования о возмещении неполученных доходов (упущенной выгоды) возлагает на истца обязанность доказать, что эти доходы (выгода) не являются абстрактными, а действительно были бы им получены».

Тщательный расчет

То есть расчет упущенной выгоды не должен сводиться, в частности, к умножению плана урожая на цену. Суд исследует реальную возможность получить такой доход исходя также из средней цены за период, урожайность с гектара на определенной территории, а также обязательное подтверждение (документы или другие доказательства), что лицо должно было получить определенные доходы, и только неправомерные действия арендодателя стали единственной и достаточной причиной, которая лишила его возможности получить прибыль. Суд должен убедиться в реальных намерениях лица на возделывание спорного земельного участка, исследовав определенные доказательства реальной возможности получить указанный доход.

ТРИКОЗА Татьяна — адвокат Dynasty Law Firm

 

Публикации 24 сентября, 2019

Написать комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован

4 × 5 =